Главная Аспирантура Методические рекомендации Рекомендации по заполнению индивидуального учебного плана аспиранта
26 | 09 | 2017
Рекомендации по заполнению индивидуального учебного плана аспиранта PDF Печать E-mail

Изучив необходимые дисциплины, аспирант за время обучения в аспирантуре обязан: полностью выполнить индивидуальный учебный план, сдав запланированные зачеты и экзамены, сдать кандидатские экзамены по истории и философии науки, иностранному языку и специальной дисциплине, завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру для защиты.
Основной формой отчетности аспиранта является индивидуальный учебный план работы.

ОФОРМЛЕНИЕ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА
Согласно приказу о зачислении в аспирантуру, научные руководители утверждают аспирантам темы диссертационных работ по актуальным проблемам науки на заседаниях кафедр, советах факультетов (институтов) и НТС университета. 
Индивидуальные учебные планы и выписки об утверждении темы диссертационной работы необходимо представить в отдел аспирантуры спустя два месяца после зачисления.
К моменту составления плана научная специальность, тема диссертации и научный руководитель уже известны, поэтому заполнение титульного листа индивидуального плана не составляет труда. 
Номера протоколов и даты заседаний кафедр и советов факультетов (институтов), на которых рассматривался вопрос об утверждении темы диссертационной работы аспиранта необходимо также внести в титульный лист индивидуального учебного плана аспиранта.
Наши пожелания: презентация темы диссертационной работы на научном семинаре.

ОФОРМЛЕНИЕ ОБЩЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА РАБОТЫ
В разделе плана «Учебная работа» необходимо указать планируемые сроки сдачи кандидат-ских экзаменов, форма отчетности здесь — «сдача экзамена». Дисциплины для изучения форма отчетности – зачет или экзамен.
Затягивать сдачу кандидатских экзаменов по истории и философии науки, иностранному языку не следует, по возможности осуществить их сдачу в первый год обучения, иначе – сдачу одного из этих экзаменов осуществить в первый год обучения, другого – во второй. Подготовка к сдаче кандидатских экзаменов по истории и философии науки и иностранному языку происходит в ОмГТУ с октября-ноября. Сдачу этих экзаменов желательно произвести в весеннюю сессию. 
Экзамен по специальности обычно принимается (и сдается) по специальной программе, в которой отражается проблематика данной диссертационной работы (в соответствии темой диссерта-ции). А это означает, что к моменту сдачи экзамена работа должна находиться в определенной степени зрелости. Кандидатский экзамен по специальному предмету сдается, как правило, в весеннюю сессию последнего года обучения.
В ОмГТУ сроки сессии: весенней – с 15 мая по 14 июня, осенней – с 15 сентября по 14 октября.
Составление раздела общего плана «Научная работа» потребует выделения в соответствии с темой диссертации теоретической и экспериментальной части работы. Предельно краткая формулировка содержания теоретической части работы может гласить: «Исследование теоретических основ рассматриваемой проблемы и развитие теоретических представлений о путях ее решения». Экспериментальная работа характеризуется в общем плане в зависимости от темы как «прове-дение экспериментов в определенной области», «анализ и обработка экспериментальных данных», «осуществление вариантных расчетов», «сопоставление опытных данных с теоретически предсказанными результатами», «методы моделирования исследуемых процессов». В пункте плана «Публикация статей» необходимо указать количество научных публикаций, планируемый на весь период обучения (не менее 7, из них не менее 1 должно быть опубликовано в ведущем рецензируемом научном журнале или издании). С перечнем таких изданий можно ознакомиться на сайте ВАК по адресу http://vak.ed.gov.ru в разделе «Перечень ведущих периодических изданий».
Раздел плана «Педагогическая практика» может включать в себя чтение пробных лекций, проведение семинарских занятий, проведение практических и лабораторных работ, руководство производственной практикой.
Раздел плана «Другие виды работ» включает в себя научную работу со студентами, выступления на конференциях и семинарах на кафедре и т.д. 
Раздел плана «Оформление диссертации» отражает сроки подготовки текста, таблиц, графиков, рисунков, других иллюстративных материалов по главам и в целом.
Можно дать следующие рекомендации по заполнению раздела «Предварительное обсуждение диссертации на кафедре» и «Представление диссертации к защите в диссертационный совет»: плановые бюджетные места в аспирантуру предоставляются Федеральным агентством по образованию для Омского государственного технического университета в зависимости от эффективности выпуска аспирантуры, т.е. количества аспирантов, защитившихся в срок аспирантуры от количества аспирантов, окончивших аспирантуру. Поэтому Университет, научные руководители, кафедры и, конечно же, сотрудники отдела аспирантуры и докторантуры прежде всего заинтересованы в защите аспирантов в срок обучения в аспирантуре. Для чего необходимо уяснить, что черновой вариант диссертации должен быть готов за полгода до окончания аспирантуры. Кандидатскую диссертацию в диссертационный совет рекомендуется предоставить не позднее мая года выпуска.

ОФОРМЛЕНИЕ ОБЪЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ВЫБОРУ ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ
Объяснительная записка к выбору темы диссертационной работы значима с той точки зрения, что к обоснованию актуальности темы в письменной форме вам все равно придется прибегать и во вступительной части к диссертации, и в автореферате. Поэтому уже на первой стадии необходимо заполнить эту страничку, руководствуясь схемой:
1) суть проблемы, которой будет посвящена диссертация;
2) научная и прикладная актуальность проблемы;
3) исходное состояние проблемы;
4) каким образом вы собираетесь решать проблему в диссертационной работе;  
5) каковы ожидаемые результаты диссертационного исследования.
Титульный лист и объяснительная записка носят информационный характер, это продукт вашего творчества, представляющий не утверждаемую часть индивидуального плана. Утверждаемая часть, 
представляющая собственно план, разделяется на самый общий план работы в целом на весь период обучения и рабочие планы каждого года (для аспирантов очного обучения – 3 года, для аспирантов заочной формы обучения – 4 года). 

ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА АСПИРАНТА
Учебный план каждого года подготовки отличается от общего плана только большей степенью детальности, более подробным описанием объема и содержания намечаемой к выполнению работы, а также приложением к плану листка отчетности, в котором аспирант должен конкретно указать, в какие сроки и в какой форме и в какие сроки он выполнил задание плана данного года, а также в графе «Не выполнено» указать не выполненные пункты плана, причину невыполнения и сроки устранения.
В разделе учебного плана года «Научная работа» пункте «Теоретическая» отражаются изучение, обобщение, анализ теоретических работ, материалов других авторов по теме диссертации в целом или по ее отдельным разделам (главам), построение теоретических концепций и моделей исследуемых объектов и процессов, формирование теоретических расчетных схем, установление расчетно-теоретических зависимостей, критика существующих теоретических представлений, их корректировка, дополнение, изменение, формулирование теоретических предпосылок, принципов, доложенных в основу данной диссертации.
В пункте «Экспериментальная» освещаются намечаемые формы и способы проведения натурных или модельных экспериментов, методика проведения опытной части работы, использование статистических данных, применяемые методы и инструменты измерений, способы обработки результатов экспериментов, сравнение теоретических предсказаний опытных данных, выводы из экспериментально установленных результатов.
В пункте «Публикация статей» указываются названия статей, которые аспирант в течение планируемого периода намерен подготовить к печати и направить для публикации в журналы, сборники научных работ, труды научных семинаров и конференций. 
Учебный план первого года подготовки составляется одновременно с общим планом сразу же после утверждения темы или даже до ее утверждения, в первые 2 месяца после зачисления в аспирантуру. 

АТТЕСТАЦИЯ АСПИРАНТА
Аспирант ежегодно отчитывается на заседании кафедры о проделанной работе за год. Научный руководитель отмечает выполнение аспирантом плана по общей теоретической подготовке, состояние работы над кандидатской диссертацией, прохождение педагогической практики и т.п.
Заведующий кафедрой вносит свое заключение об аттестации аспиранта с указанием номера протокола и даты заседания кафедры, на котором заслушивался аспирант.
Также результаты аттестации отражаются в индивидуальном учебном плане аспиранта заключением декана факультета (директора института).
Отчет о выполнении рабочего плана первого года составляется в сроки в соответствии с приказом об аттестации аспирантов, как правило, в июне.
Одновременно с таким отчетом составляется и согласовывается с научным руководителем учебный план второго года подготовки. Подобный сопряженный процесс отчетности за прошедший год и планирования работ последующего года продолжается до окончания аспирантуры. Итоговый отчет сопровождается сообщением о представлении к защите или факте защиты диссертационной работы с указанием ее темы, которая может несколько отличаться от исходной в связи с уточнением или изменением в процессе подготовки диссертации.
Аспиранты, прошедшие аттестацию в указанные сроки предоставляют индивидуальные учеб-ные планы аспиранта в отдел аспирантуры и докторантуры.
В соответствии с «Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ» аспирант, не выполняющий в установленные сроки индивидуальный план, отчисляется из аспирантуры приказом ректора университета.

Обновлено 25.05.2010 11:26
 
Вопрос 1
Считаете ли Вы достаточной помощь, которую оказал отдел аспирантуры и докторантуры для Вашего поступления?
 
Вопрос 2
Как Вы оцениваете свое участие в научной деятельности коллектива кафедры, где учитесь в аспирантуре?
 
Вопрос 3
Как Вы оцениваете помощь Вашего научного руководителя в подготовке диссертации, в публикациях научных результатов и т. д.?
 
Вопрос 4
Какие трудности Вы испытываете при работе над кандидатской диссертацией?
 
Вопрос 5
Удовлетворены ли Вы организацией учебного процесса в аспирантуре?
 
Вопрос 6
Удовлетворены ли Вы отношением к Вам сотрудников отдела аспирантуры и докторантуры?
 
Вопрос 7
Считаете ли Вы необходимым регулярное проведение организационно-методических собраний с аспирантами всех курсов?
 
Вопрос 8
Является ли тема диссертации продолжением вашей научной деятельности во время обучения?